Лечебная физкультура для осанки и сколиоза

Одним из наиболее эффективных методов лечения сколиоза, на начальных стадиях заболевания, является ЛФК (лечебная физическая культура). Исправить искривление позвоночного столба при помощи комплекса физических упражнений можно в случае приобретённого сколиоза , когда болезнь стала следствием длительного пребывания тела в неправильном положении. При диагностировании врождённого сколиоза, вызванного аномальным развитием органов и структур тела, следует с осторожностью отнестись к такого рода лечению, получив для начала консультацию врача. В отдельных ситуациях физкультура может быть полностью противопоказана.

Специалисты считают ЛФК при сколиозе приоритетным методом лечения, дополнять который могут процедуры массажа, физиотерапии, а также ношение ортопедического корсета. Результативность физкультуры во многом зависит от:

  • вида сколиоза
  • формы искривления (C, S или Z)
  • степени заболевания (всего их 4)
  • возраста больного

При 1 и 2 степени болезни можно ожидать существенных улучшений и достижения полного выздоровления, при 3 и 4 степени упражнения могут не принести желаемого эффекта. Сколиотическая дуга составляющая более 50 градусов обычно лечится уже хирургическими методами. Сколиоз характеризующийся s-образной формой, имеет две дуги (Z — 3 дуги) и поэтому для его корректировки нужны специальные упражнения, отличающиеся от стандартных. В период активного развития ребёнка, в возрасте 10-15 лет гораздо легче исправить искривление, так как формирование организма ещё полностью не завершено, но это не значит, что более взрослые люди должны недооценивать возможности лечебной физкультуры. Очень многое зависит от самого человека, его решимости, воли и твёрдого настроя на выздоровление.

Основные цели ЛФК

Существует пять основных целей, которые преследует лечебная физкультура при сколиозе:

  1. Устранить дисбаланс мышц и связок.
  2. Снять излишнюю нагрузку на позвоночник.
  3. Исправить осанку.
  4. Укрепить мышечный корсет спины.
  5. Оказать общеоздоровительное воздействие на организм.

Правила использования ЛФК при сколиозе

Как и большинство способов лечения, ЛФК предусматривает выполнение определённых правил, соблюдение которых, позволит пациенту получить максимальный эффект от занятий физкультурой, а также обезопасить себя от нежелательных последствий и травм. Следующие правила необходимо знать каждому, кто всерьёз решил начать заниматься лечебными упражнениями:

  • Перед началом занятий выполните разминку, чтобы разогреть и растянуть мышцы и связки.
  • Упражнения должны выполняться в медленном темпе. Не нужно делать резких движений, выполнять прыжки и различные элементы акробатики.
  • Следует исключить повышенную физическую нагрузку, поэтому не допустимо использование штанги и гантелей.
  • ЛФК должна проводиться по предписанию врача, который обладает всеми сведениями о вашем типе сколиоза и может подобрать наиболее подходящие упражнения.

Комплекс упражнений при сколиозе

Комплекс ЛФК при сколиозе состоит из разминки, основных упражнений и заключительной части. Все предложенные упражнения являются базовыми и симметричными. Для выполнения лечебной физкультуры в домашних условиях лучше всего подойдут именно такие упражнения, так как они оказывают меньшее воздействие на деформированный позвоночник, что снижает риск получения травмы при их неправильном выполнении. Асимметричные виды упражнений способны оказать больший лечебный эффект, но они должны подбираться исключительно лечащим врачом.

Каждое упражнение необходимо выполнить 5-10 раз:

  1. Прислонитесь спиной к стене или ровной вертикальной поверхности таким образом, чтобы пятки, икроножные мышцы и ягодицы упирались в неё. Выпрямите спину, придав осанке анатомически верное положение. Сделайте пару шагов вперёд, сохранив осанку в правильном положении. Дышите ровно, без задержек.
  2. Исходное положение — стоя, руки вдоль туловища, ноги на ширине плеч. Начинаем делать приседания, вытягивая при этом руки вперёд, спину держим прямо. Выполняйте упражнение медленно, во время приседания делайте вдох, при подъёме вверх — выдох.
  3. Поставьте ноги на ширину плеч, руки в свободном положении. На счёт «1» вдохните и одновременно с этим поднимите обе руки вверх, на «2» сделайте потягивание вверх и на счёт «3» — выдохните, опустив в этот момент руки. Во время выполнения упражнения старайтесь держать спину ровно.
  4. Поставьте ноги на ширину плеч, руки свободно опустите вдоль туловища, спину выпрямите. Сделайте 4 круговых движения плечами сначала назад, затем 4 таких же движения вперёд.
  5. В положении стоя, поднимаем ногу согнутую в колене как можно выше и удерживаем такую стойку несколько секунд, затем возвращаемся в исходное положение. Аналогичным образом проделываем движения другой ногой. Повторите действия 5 раз каждой ногой.

Базовые симметричные упражнения

  1. Лягте на спину, приподнимите ноги над полом (примерно на 30-40 градусов) и приступите к выполнению движений имитирующих работу ножниц. Упражнение делайте в горизонтальной и вертикальной плоскости. Выполните 4 подхода (по 2 на каждую плоскость). Длительность 1 подхода — 30 секунд. (рис. №1)
  2. Исходная позиция — на четвереньках. Не разгибаясь, сядьте ягодицами на пятки и сделайте упор ладонями в пол. При помощи рук начните передвигать туловище сначала влево, затем вправо. Осуществляйте движения медленно, задерживаясь в каждой позиции на несколько секунд. Выполните 10 таких движений (по 5 в каждую сторону). (рис. №2)
  3. Встаньте на четвереньки (опуститесь коленями на пол, нагнитесь вперёд и поставьте руки на пол). Ноги и руки должны быть на ширине плеч. В таком положении начинайте выгибать спину вверх, затем наоборот осуществите прогиб вниз. Выполняйте упражнение в медленном темпе. Количество подходов — 5. (рис. №3)
  4. Возьмите твёрдую подушку, положите на пол и лягте на неё животом. Сцепите за спиной руки в замок. Начинайте производить подъём тела вверх на максимально возможную высоту, но при этом не перегружайте позвоночник. У вас должны быть задействованы мышцы поясничного отдела спины. Сделайте 10 таких подъёмов. (рис. №4)
  5. В положении стоя, поставьте ноги на ширине плеч. Руки должны находиться в свободном положении вдоль туловища. Сдвиньте лопатки и удерживайте их в таком положении около 5 секунд (используйте для этого мышцы грудного отдела спины), затем вернитесь в исходное положение. Повторите описанные действия 10 раз. (рис. №5)
  6. Встаньте на четвереньки. Параллельно полу вытяните левую руку вперёд, а правую ногу назад. Продержитесь в таком положении несколько секунд, далее поменяйте положение, вытянув соответственно правую руку вперёд и левую ногу назад. Упражнение необходимо повторить 10 раз. (рис. №6)
  7. Лёжа на спине согните ноги в коленях и прижмите их друг к другу, руки нужно развести в стороны, перпендикулярно телу. Теперь начинайте поворачивать голову в левую сторону, а колени наклоните в правую, затем поменяйте направления (голову — вправо, колени — влево). Упражнение задействует шейные и поясничные мышцы, выполнить его нужно 7 раз. (рис. №7)
  8. Лягте на бок, стороной где имеется искривление. В области талии нужно подложить мягкий валик или небольшую подушку. Согните в колене ногу расположенную сверху, а нижнюю оставьте в прямом положении. Поднимите верхнюю руку, навесив её над головой, нижней рукой возьмитесь снизу за шею. Сохраняйте это положение в течении 10 секунд, далее лягте на спину, расслабьтесь. Повторите прибывание в данной позе 5 раз. (рис. №8)

Заключительная часть

  • Сядьте на гимнастический коврик или мягкий ковёр. Согните ноги в коленях и обхватите их руками. Лягте в таком положении на спину и начинайте делать перекаты от шеи до крестцового отдела позвоночника и обратно. Такой своеобразный массаж окажет положительное влияние на мышцы и связки спины. Повторите действия не более 8 раз.
  • Исходное положение — стоя, руки держим в замке за спиной. Начинаем ходить на пятках в течении 30 секунд.
  • В положении стоя вытянуть руки вверх, встаём на носочки и ходим около 30 секунд.
  • Выполняем ходьбу на месте, при этом стараемся поднимать бёдра как можно выше. Длительность — 30 секунд.
  • Расслабляемся и восстанавливаем дыхание. Поднимаем руки вверх и одновременно с этим делаем глубокий вдох, выждав пару секунд медленно опускаем руки и производим выдох.

После завершения занятия, уделите 10-15 минут для отдыха. Приведённый выше комплекс ЛФК следует выполнять каждый день. Результативность тренировок будет напрямую зависеть от регулярности их проведения и правильности выполнения упражнений.

Профилактические меры

Существенным дополнением к ЛФК будут профилактические меры, помогающие остановить дальнейшее прогрессирование болезни. В первую очередь стоит постараться вести активный образ жизни, заняться не травмоопасными видами спорта. Идеальным выбором будет плавание, которое используется для профилактики и лечения множества заболеваний позвоночника. Занятия плаванием позволяют расслабиться, укрепить мышечный корсет спины и улучшить координацию движений. Полезны также будут катание на велосипеде и лыжах, но только с умеренной активностью. В профилактике имеется ряд рекомендаций, позволяющих избегать асимметричной нагрузки на мышцы спины, что поможет поддерживать позвоночник в анатомически правильном положении. Выделим наиболее важные из них:

  1. Всегда сидите прямо, при этом излишне не сгибайте туловище и как можно меньше наклоняйте голову вперёд.
  2. Высота стульев и кресел должна подбираться по длине голени, поэтому при сидении ваша нога должна не висеть, а упираться в пол.
  3. Если вы много времени проводите в сидячем положении, рекомендуется каждые 20 минут вставать с места и при возможности немного разминаться.
  4. В течение дня периодически делайте медленные прогибы назад, это позволит снять напряжённость с мышц спины.
  5. Когда необходимо долго стоять, попробуйте поочерёдно опираться сначала на одну, а затем на другую ногу. Меняйте положение каждые 10 минут, это снизит нагрузку на позвоночник.
  6. Не носите тяжести в одной руке, всегда равномерно распределяйте нагрузку на обе руки.
  7. Для отдыха пользуйтесь кроватью с матрасом средней жёсткости, подушку подберите маленького размера, для того чтобы шея находилась на одной линии с остальными отделами позвоночника.

Напоследок хотелось бы отметить, что не стоит самостоятельно разрабатывать для себя комплекс ЛФК, а также применять сложные асимметричные упражнения без согласования с квалифицированным врачом. Помните, что такие действия могут лишь усугубить ситуацию, привести к осложнениям и ускорить процесс развития болезни.

Сколиоз возникает в основном у детей и подростков, в период их роста. Для этого заболевания характерно искривление позвоночника в одну или другую сторону на фоне слабой мышечной системы. Сколиоз может вызвать привычка сидеть криво, асимметрия ног, искривление таза и др.

Данное заболевание несет в себе угрозу нарушения работы внутренних органов. Поэтому лечение необходимо начать безотлагательно, пока костная система находится еще в стадии развития. В основном это возраст до 16 лет.

ЛФК при разных стадиях развития сколиоза

Определение степени сколиоза происходит исходя из угла наклона позвоночника относительно вертикальной прямой позвоночного столба.

Первая стадия, по врачебным понятиям, не несет в себе никакой угрозы и даже считается нормой. Невооруженным взглядом практически невозможно увидеть степень искривления. При данной стадии, в качестве лечения назначают ЛФК.

Вторая стадия более выражена, имеет угол искривления 20 0 -25 0 . Лечение назначается путем вытягивания и назначения лечебной физкультуры.

ЛФК при сколиозе первой степени

Необходимо помнить, что самолечение может только усугубить ситуацию. Комплекс упражнений должен подбирать врач, после всех необходимых обследований.

Рассмотрим некоторые из них.

  1. На спине, потянуться макушкой вверх, а пятками вниз. Тянуться 8-10 с. Выполнит 4-5 вытягиваний.
  2. Стоя, одна рука вверху, вторая внизу. Потянуть их назад. Поменять положение.
  3. На спине, ноги поднять над полом и делать перекрестные махи ногам. Повторить 3-4 раза.
  4. Наклоны корпуса влево-вправо в вертикальном положении.
  5. На четвереньках. Вместе вытянуть правую ногу и левую руку параллельно полу. Поменять ногу и руку.
  6. Положение на животе, руки вытянуты перед собой. Приподнять грудную клетку и ноги. Задержаться так на 8-10 с. Опуститься.
  7. Положение на животе. Руками сзади взяться за голеностоп и оторвать корпус от пола. Задержаться на 10-15 с.

ЛФК при второй степени

В отличие от комплекса при первой степени, физические упражнения дополняются дыхательной гимнастикой.

Каждое упражнение выполняется 10-15 раз.

  1. На спине, ноги согнуть и поднять. Делать движение ногами, как на велосипеде. Выполнять на протяжении 30-40 с.
  2. На спине. Скручивая корпус в одну сторону, одновременно тянемся правым коленом и левым локтем друг к другу. Меняем сторону и конечности.
  3. Стоя, опустить корпус вперед параллельно полу. Поднять одну ногу вверх и противоположную руку вытянуть вперед. Удерживать положение 10-15 с. Поменять ногу и рук.
  4. Прислониться плотно к стене. Сползать вниз, не отрывая лопатки и ягодицы до тех пор, пока угол между коленями не будет прямым. Подняться обратно.
  5. На четвереньках, прогибать спину вверх-вниз, как при упражнении «кошка».
  6. На полу, положить голеностоп одной ноги на стул. Опускать корпус к поднятой ноге. Поменять ноги местами.
  7. Стоя, поднять согнутые в локтях руки вверх и отвести максимально назад.

Важно: перед каждым комплексом упражнений необходимо обязательно проводить разминку. Это может быть бег на месте, прыжки через скакалку или просто растяжка.

ЛФК при грудном сколиозе

Сколиоз грудного отдела отличается тем, что может возникнуть уже у взрослого человека, со сформированной мышечной и костной системой. Возникает он в результате разнообразных причин:

  • у спортсменов.
  • после травмы.
  • ношения тяжестей.
  • малоподвижный образ жизни.

Основной опасностью развития грудного сколиоза является образование реберного горба.

Выявление степени искривления грудного отдела проводит врач-ортопед. Весьма важно вовремя распознать на какой стадии развития находится заболевание, и назначить соответствующее лечение.


Основными методами лечения являются: массаж, ЛФК, плавание, корсет.

Упражнения, выполняемые при лечебной физкультуре, вполне доступны для домашнего исполнения.

  1. На спине, поочередно подтягивать колени к груди. Для первых занятий выполнять по 5-8 раз каждой ногой, постепенно количество повторений можно увеличить .
  2. На спине, ноги согнуты. Поднять таз и поясницу до уровня прогиба в спине.
  3. На животе. Отвести ноги в сторону искривления.
  4. На боку, положить валик под искривленную сторону. На вдохе поднять руки за головой.
  5. На животе, поднять грудь и упереться в пол ладонями. Опуститься и вытянуть руки вдоль тела.
  6. На животе, одна рука на затылке, вторая на груди в районе искривления. Поднимая корпус, рукой делать нажим на грудь.
  7. На спине, одна рука поднята, вторая отведена в сторону. Потянуться одновременно за руками.

ЛФК при правостороннем сколиозе

Правосторонний сколиоз встречается чаще левостороннего. Он опасен своей быстрой формой развития и требует незамедлительного лечения.

Первая стадия искривления при правостороннем сколиозе не особо заметна и не приносит особого дискомфорта. Вторая стадия выражается визуально небольшим искривлением, но, так же как и первая, не ощутима физически. Третья стадия несет в себе такие симптомы, как деформация грудного отдела, боли в области ребер, отдышка и дисфункция внутренних органов. На четвертой стадии сильно искривляется позвоночник, возникают проблемы с сердечно-легочной системой.

Лечение правостороннего сколиоза необходимо проводить комплексно, в том числе и физическими упражнениями.

Каждое упражнение выполнить по 10-15 раз.

  1. На животе, прогнуться в спине с поднятой перед собой левой рукой.
  2. Стоя, отвести правую руку назад, левую поднять.
  3. Стоя, левая рука поднимается к плечу, правая уходит вниз.
  4. На левом боку, поднимать корпус. Опустить.
  5. На животе, поднять корпус, руки вытянуть перед собой, затем в стороны.
  6. На спине, поднимать ноги с задержкой в 5 с.
  7. На спине, поднять ноги, развести их в стороны, свести обратно.

ЛФК при поясничном сколиозе

Различают правосторонний и левосторонний поясничный сколиоз. Осложнения такого типа обычно не несут в себе угрозы в виде компенсаторной дуги. Выделяют четыре стадии сколиоза поясничного отдела. Лечение происходит с помощью массажа, корсета, ЛФК.

Перечень упражнений, позволяющий скорректировать осанку, можно выполнять как в зале, так и дома.

Каждое упражнение делать 10-15 повторов.

  1. Стоя. Опустить корпус параллельно полу и сделать насколько пружинистых движений.
  2. На спине. Поднять голову и плечи, опустить в и. п.
  3. На спине, поднять прямые ноги на уровень 20-25 см от пола. Производить вращательные движения ногами в одну, затем в другую сторону.
  4. На животе, руки вдоль тела. Оторвав грудь от пола, перевалочными движениями пытайтесь дотянуться до подколенного пространства.
  5. На боку, искривленная сторона смотрит вверх. Оторвать ноги от пола и задержаться. Опустить.
  6. Скрученное полотенце или мягкий роллер положить под спину так, чтобы на нем лежали голова, спина и ягодицы. Ноги согнуты в коленях, руки разведены. Пролежать в таком положении 1-2 минуты.

ЛФК при левостороннем сколиозе

Левосторонний сколиоз возникает в результате нагрузки правой стороны и выпячивания левого бока. Лечение различных его стадий не отличается от лечения любого другого вида сколиоза. Специалист, осмотрев пациента, назначает для него лечебные мероприятия, в том числе и физические упражнения.

Повтор каждого делается 10-15 раз.

  1. Стоя, руки подняты. Делать вращательное движение корпусом, как будто описываете круг.
  2. Стоя, руки подняты. Подниматься на носочках и тянуться вверх руками.
  3. На спине, ноги согнуть. Поднять корпус, вернуться в и. п.
  4. На левом боку, завести руки за голову. Вернуться в и. п.
  5. На животе. Отвести левую ногу в бок. Вернуть обратно.
  6. На спине. Попеременно подтягивать колени к локтям.

ЛФК при сколиозе у детей

К сожалению, дети чаще подвержены данному заболеванию, на фоне ослабленных мышц и неправильного положения тела во время сидения, сна и т.д. Пока у ребенка только происходит формирование организма, необходимо вовремя определить степень развития искривления и его локализацию.

Комплекс мероприятий, направленных на лечение включает в себя и лечебную физкультуру. Именно она поможет привести мышцы и костную систему ребенка в порядок, пока сколиоз находиться в начальной стадии.

Каждое упражнение выполняется по 10-15 раз.

  1. Стоя на полу, выполнять шагающие движения с ровной спиной. Выполнять в течение 1-2 минут.
  2. Стоя, руки над головой. Делать раскачивающие движения корпусом из стороны в сторону. Выполнять 1 минуту.
  3. Стоя, ноги стоят на ширине плеч. Опустить корпус в одну сторону, при этом противоположная рука идет наверх, другая скользит вниз. Лежа на животе, руки прямо перед собой. Завести их за голову. Поднять голову и плечи.
  4. Стоя на четвереньках. Отвести одну руку в сторону и поднять ее вверх. Голова при этом смотрит на поднятую руку.
  5. На коленях, ладони упираются в пол. Идя на руках, опустить корпус вниз, вернуться.

В данной статье приведены примерные комплексы упражнений, направленных на устранение сколиоза в разной зоне. Однако следует помнить, что любое заболевание легче предупредить, чем лечить. Следите за своим здоровьем и здоровьем ваших родных.

13.1. Нарушения осанки

Осанка – это привычное положение тела непринужденно стоящего человека. Осанка зависит от степени развития мышечной системы, угла наклона таза, положения и формы позвоночника (физиологические изгибы).

Нарушения осанки возникают у детей в раннем возрасте: в ясельном – у 2,1%; в 4 года – у 15-17% детей; в 7 лет – у каждого третьего ребенка. В школьном возрасте процент детей с нарушением осанки продолжает расти. Так, по данным Д.А. Ивановой с соавт., нарушения осанки имеются у 67% школьников.

Различают четыре физиологических изгиба позвоночника в сагиттальной плоскости: два обращены выпуклостью кпереди – это шейный и поясничный лордозы; два обращены выпуклостью кзади – это грудной и крестцово-копчиковый кифозы. Благодаря физиологическим изгибам позвоночный столб выполняет рессорную и защитную функции спинного и головного мозга, внутренних органов, увеличивает устойчивость и подвижность позвоночника.

У новорожденного ребенка имеется лишь крестцово-копчиковый кифоз, сформировавшийся на этапе внутриутробного развития. Начало формирования физиологических изгибов позвоночника относится к периоду грудного возраста.

К 3 месяцам жизни у ребенка формируется шейный лордоз – под влиянием работы мышц спины и шеи во время приподнимания головы из положения лежа на животе и сохранения данной позы.

К 6 месяцам начинает формироваться грудной кифоз – при развитии умения самостоятельно переходить из положения лежа в положение сидя и длительно сохранять сидячую позу.

К 9-10 месяцам начинает формироваться поясничный лордоз – под действием мышц, обеспечивающих вертикальное положение тела во время стояния и ходьбы.

Выраженность физиологических изгибов позвоночника зависит также от угла наклона таза. При увеличении угла наклона позвоночный столб, неподвижно сочлененный с тазом, наклоняется вперед; одновременно увеличиваются поясничный лордоз и грудной кифоз позвоночника, которые компенсируют нарушение вертикального положения тела. При уменьшении угла наклона таза физиологические изгибы позвоночника соответственно уплощаются.

Осанка ребенка, с позиции физиологических закономерностей, является динамическим стереотипом и в раннем возрасте носит неустойчивый характер, легко изменяясь под действием позитивных или негативных факторов. Гетерохронность развития костного, связочного, суставного аппарата и мышечной системы в этом возрасте является основой неустойчивости осанки. Неравномерность развития уменьшается по мере снижения темпов роста опорно-двигательного аппарата и стабилизируется к окончанию роста человека.

Правильная осанка характеризуется: вертикальным расположением головы и остистых отростков; горизонтальным уровнем надплечий; симметричным расположением углов лопаток, молочных желез у девушек и околососковых кружков у юношей; плоским животом, втянутым по отношению к грудной клетке; умеренно выраженными физиологическими изгибами позвоночника; равными, симметричными и хорошо выраженными треугольниками талии; симметричными ягодичными складками; одинаковой длиной нижних конечностей и правильной постановкой стоп (ноги разогнуты в коленных и тазобедренных суставах; ось тела проходит через ухо, плечевой и тазобедренный сустав и середину стопы).

В различные возрастные периоды осанка ребенка имеет свои особенности. Так, для осанки дошкольников наиболее характерными являются плавный переход линии грудной клетки в линию живота, который выступает на 1-2 см, а также слабо выраженные физиологические изгибы позвоночника. Для осанки школьников характерны умеренно выраженные физиологические изгибы позвоночника с незначительным наклоном головы вперед.

Угол наклона таза у девочек больше, чем у мальчиков: у мальчиков – 28°, у девочек – 31°. Наиболее стабильная осанка отмечается у детей к 10-12 годам.

Нарушение осанки не является заболеванием – это изменение функционального состояния мышечно-связочного и опорно-двигательного аппаратов, которое (при своевременно начатых оздоровительных мероприятиях) не прогрессирует и является обратимым процессом.

Вместе с тем нарушение осанки постепенно приводит к снижению подвижности грудной клетки, диафрагмы, к ухудшению рессорной функции позвоночника, что, в свою очередь, негативно влияет на деятельность основных систем организма: центральную нервную, сердечно-сосудистую и дыхательную; сопутствует возникновению многих хронических заболеваний вследствие проявления общей функциональной слабости и дисбаланса в состоянии мышц и связочного аппарата ребенка.

Причины развития нарушений осанки:

— слабость естественного мышечного корсета ребенка;

— несоответствие мебели весоростовым показателям ребенка;

— неправильные положения тела, которые ребенок принимает в течение дня, – при выполнении различных видов деятельности и во время сна.

Различают три степени нарушения осанки.

I степень – характеризуется небольшими изменениями осанки, которые устраняются путем целенаправленной концентрации внимания ребенка.

II степень – характеризуется увеличением количества симптомов нарушения осанки, которые устраняются при разгрузочном положении позвоночника в горизонтальном положении или при подвешивании (за подмышечные впадины).

III степень – характеризуется серьезными нарушениями осанки, которые не устраняются при разгрузочном положении позвоночника.

Для детей дошкольного возраста наиболее характерны I-II степени нарушения осанки; для школьников – II-III степени.

В настоящее время различают семь видов нарушений осанки в сагиттальной и фронтальной плоскостях (рис. 28).

В сагиттальной плоскости различают 5 видов нарушений осанки, вызванных увеличением (3 вида) или уменьшением (2 вида) физиологических изгибов (по И.Д. Ловейко, М.И. Фонареву, 1988).

При увеличении физиологических изгибов различают сутуловатость, круглую спину и кругло-вогнутую спину.

Сутуловатость характеризуется увеличением грудного кифоза при одновременном уменьшении или сглаживании поясничного лордоза. Голова наклонена вперед; плечи сведены вперед, лопатки выступают; ягодицы уплощены.

Круглая спина, или кифотическая осанка, характеризуется увеличением грудного кифоза, с почти полным отсутствием поясничного лордоза. Отсюда и более емкое название – «тотальный» кифоз. Голова наклонена вперед; плечи опущены и приведены, лопатки «крыловидные»; ноги согнуты в коленях. Отмечаются западение грудной клетки и уплощение ягодиц; мышцы туловища Послаблены. Принятие правильной осанки возможно только на короткое время.

Кругловогнутая спина, или кифолордотическая осанка, характеризуется увеличением всех изгибов позвоночника. Угол наклона таза [больше нормы; голова и верхний плечевой пояс наклонены вперед; живот выступает вперед и свисает. Из-за недоразвития мышц г брюшного пресса может наблюдаться опущение внутренних органов (висцероптоз). Ноги максимально разогнуты в коленных суставах – нередко с переразгибанием (рекурвация). Мышцы задней поверхности бедра и ягодичные мышцы растянуты и источены.

На фоне косметических дефектов при данных видах нарушений осанки уменьшается экскурсия грудной клетки и диафрагмы, снижаются жизненная емкость легких и физиологические резервы систем дыхания и кровообращения. Резко ограничиваются ротационные движения, боковые сгибания и разгибания позвоночника.

При уменьшении физиологических изгибов различают плоскую и плосковогнутую спину.

Плоская спина характеризуется сглаживанием всех физиологических изгибов (в большей степени – грудного кифоза). Грудная клетка смещена кпереди; появляются «крыловидные лопатки». Наклон таза уменьшен; нижняя часть живота выступает вперед. Снижен тонус мышц туловища.

Плосковогнутая спина характеризуется уменьшением грудного кифоза при нормальном или несколько увеличенном поясничном лордозе. Наблюдается при комбинированном изменении физиологических изгибов. Грудная клетка узкая. Мышцы живота ослаблены, угол наклона таза увеличен, при этом ягодицы отстают кзади; живот отвисает.

Косметические дефекты опорно-двигательного аппарата при данных видах нарушений осанки менее выражены: ухудшается рессорная функция позвоночника, что, в свою очередь, вызывает при движении постоянный микротравматизм головного мозга. Отмечаются повышенная утомляемость и головные боли. При уменьшении шейного и поясничного лордозов ограничиваются наклоны туловища вперед и назад (в меньшей степени), а также боковые наклоны.

Во фронтальной плоскости различают два вида нарушений осанки.

Асимметричная, или сколиотическая, осанка характеризуется нарушением срединного расположения частей тела и отклонением остистых отростков от вертикальной оси. Голова отклонена вправо или влево; надплечья и углы лопаток расположены на разной высоте; отмечаются неравенство треугольников талии, асимметрия мышечного тонуса. Снижена общая и силовая выносливость мышц. В отличие от сколиоза, не возникает торсия позвонков, и при разгрузке позвоночника все виды асимметрии устраняются.

Вялая осанка характеризуется общей слабостью мышечно-связочного аппарата, невозможностью длительно удерживать туловище в правильном положении, частой сменой положения тела в пространстве.

Профилактика и лечение нарушений осанки. Профилактика нарушений осанки – длительный процесс, требующий от ребенка и родителей осознанного отношения и активного участия. Ребенку необходимо многократно объяснять (на доступном уровне, с учетом его психомоторного развития) и показывать, что такое правильная осанка, что необходимо делать для ее поддержания.

Профилактика нарушений осанки у организованных дошкольников (посещающих дошкольные учреждения) осуществляется на занятиях по физическому воспитанию, плаванию, на музыкальных занятиях и т.д.; у школьников – на уроках физкультуры. Большое влияние на формирование правильной осанки оказывают родители, с первых дней жизни ребенка выполняющие массаж и физические упражнения (в соответствии с возрастом), а в более старшем возрасте осуществляющие контроль за сохранением навыка правильной осанки в быту, при различных видах деятельности и во время отдыха.

Основой лечения нарушений осанки (особенно начальной сте­пени) является общая тренировка мышечного корсета ослабленного ребенка, которая должна осуществляться на фоне оптимально организованного лечебно-двигательного режима, составленного с учетом вида нарушений осанки и возраста ребенка. Устранение нарушений осанки представляет собой необходимое условие для первичной и вторичной профилактики ортопедических заболева­ний и болезней внутренних органов.

Задачи ЛФК при нарушениях осанки:

— обучение навыку правильной осанки и систематическое закрепление этого навыка;

— укрепление мышц туловища и конечностей (выравнивание мышечного тонуса передней и задней поверхности туловища, нижних конечностей, укрепление мышц брюшного пресса);

нормализация трофических процессов в мышцах туловища;

— осуществление целенаправленной коррекции имеющегося нарушения осанки.

Показания и противопоказания к назначению ЛФК. Занятия лечебной гимнастикой показаны всем детям с нарушениями осанки, поскольку это единственный метод, позволяющий эффективно укреплять и тренировать мышечный корсет, выравнивать мышечный тонус передней и задней поверхности туловища, бедер.

Вначале на занятиях ЛФК временно не следует использовать: бег, прыжки, подскоки на жесткой поверхности; выполнение упражнений в исходном положении сидя; выполнение упражнений с большой амплитудой движения туловищем. Чистые висы не рекомендуется использовать в дошкольном и младшем школьном возрасте, поскольку кратковременное вытяжение позвоночника (на фоне общей слабости и диспропорции тонуса передней и задней поверхности мышц туловища) влечет за собой еще более сильное сокращение мышц, приносящее больше вреда, чем пользы. Кроме того, используемое в медицинской практике вытяжение должно всегда сопровождаться длительной разгрузкой позвоночника в и.п. лежа.

Методика ЛФК. Занятия ЛГ проводятся в поликлиниках, врачебно-физкультурных диспансерах, школах здоровья, дошкольных образовательных учреждениях (3-4 раза в неделю). Уменьшение количества занятий до 2 раз в неделю является неэффективным.

Курс ЛФК для дошкольников и школьников длится 1,5-2 месяца; перерыв между курсами – не менее месяца. В течение года ребенок с нарушением осанки должен пройти 2-3 курса ЛФК, что позволяет выработать стойкий динамический стереотип правильной осанки.

Выделяют подготовительную, основную и заключительную части курса ЛФК (продолжительностью соответственно 1-2, 4-5, 1-2 недели).

В подготовительной части используются знакомые упражнения с малым и средним количеством повторений. Создается зрительное восприятие правильной осанки и мысленное ее пред­ставление, повышается уровень общей физической подготовленности ребенка.

В основной части увеличивается количество повторений каждого упражнения. Специальные упражнения выполняются из разгрузочных исходных положений: лежа на спине, на животе, стоя на четвереньках и на коленях. Преобладает выполнение упражнений повторным или интервальным методом, в сочетании с пассивным отдыхом. Решаются основные задачи коррекции имеющихся нарушений осанки.

В заключительной ч а с т и нагрузка снижается. Количество повторений каждого упражнения – 4-6 раз. Через 2-3 недели занятий обновляется 20-30% упражнений (главным образом, специальных). Для дошкольников составляется 2-3 комплекса, для школьников – 3-4 комплекса ЛГ на один курс ЛФК. Совершенствуются навыки правильной осанки в усложненных вариантах выполнения упражнений.

Организационно-методические требования к проведению занятий ЛГ при нарушениях осанки

1. Наличие гладкой стены (без плинтуса), желательно на противоположной от зеркала стороне. Это позволяет ребенку, встав к стене, принять правильную осанку, имея 5 точек соприкосновения: затылок, лопатки, ягодицы, икроножные мышцы, пятки; ощутить правильное положение собственного тела в пространстве, вырабатывая проприоцептивное мышечное чувство, которое при постоянном повторении передается и закрепляется в ЦНС – за счет импульсов, поступающих с рецепторов мышц. Впоследствии навык правильной осанки закрепляется не только в статическом (исходном) положении, но и при ходьбе, при выполнении упражнений. Упражнения для формирования и закрепления навыка пра­вильной осанки (см. Приложение 2).

2. В зале для занятий должны быть большие зеркала, чтобы ребенок мог видеть себя в полный рост, формируя и закрепляя зрительный образ правильной осанки. Дети подготовительных групп и младшего школьного возраста дают описание правильной осанки на основе образов героев сказок, животных, постепенно переходя к описанию собственной осанки, осанки друзей.

Средства ЛФК. Основными средствами ЛФК для коррекции осанки являются физические упражнения, массаж, гидрокинезотерапия; дополнительным – лечение положением.

Физические упражнения. Подбираются в соответствии с видами нарушений осанки.

Общеразвивающие упражнения (ОРУ)используются при всех видах нарушений осанки. Способствуют улучшению кровообращения и дыхания, трофических процессов. Выполняются из различных исходных положений, для всех мышечных групп – с предметами и без них, с использованием тренажеров.

Корригирующие, или специальные, упражнения. Обеспечивают коррекцию имеющегося нарушения осанки. Различают симметричные и асимметричные корригирующие упражнения. При дефектах осанки применяются преимущественно сим­метричные упражнения.

При выполнении данных упражнений сохраняется срединное положение остистых отростков. При нарушении осанки во фронтальной плоскости выполнение данных упражнений выравнивает тонус мышц правой и левой половины туловища, соответственно растягивая напряженные мышцы и напрягая расслабленные, что возвращает позвоночник в правильное положение. Например: в и.п. лежа на спине, рука за головой – согнуть ноги в коленях и подтянуть их к туловищу; в и.п. лежа на животе – приподнять туловище, имитируя плавание «брассом», ноги от пола не отрывать; в и.п. лежа на спине, ноги согнуты в коленях, руки вдоль туловища – приподнимая туловище, движением рук через стороны коснуться коленей.

К специальным упражнениям при нарушениях осанки относятся: упражнения для укрепления мышц задней и передней поверхности бедра, упражнения на растягивание мышц передней поверхности бедра и передней поверхности туловища (при увеличении физиологических изгибов).

На занятиях лечебной гимнастикой обязательно сочетаются общеразвивающие, дыхательные и специальные упражнения, упражнения на расслабление и самовытяжение. Упражнения для укрепления мышечного корсета (см. Приложение 3).

Массаж. В детском возрасте является эффективным средством профилактики и лечения нарушений осанки. Используются основные приемы: поглаживание, растирание, разминание, вибрация, а также их разновидности. Все приемы выполняются плавно и безболезненно. Для детей первого года жизни, как правило, проводится общий массаж. В более старшем возрасте акцент делается на мышцы спины, груди, брюшного пресса. Часто массаж предшествует занятиям ЛГ. Дети дошкольного возраста и старше на занятиях ЛГ могут использовать приемы самомассажа со вспомогательными средствами (роликовым массажером, массажными дорожками, массажными мячами), которые выполняются в сочетании с физическими упражнениями.

Гидрокинезотерапия. Занятия в воде являются мощным положительным эмоциональным фактором. Большинство детей адаптируются к воде с раннего возраста. Гидрокинезотерапия позволяет решать две задачи: 1) осуществление коррекции из разгрузочного положения позвоночника; 2) закаливающее действие (особенно для ослабленных детей). Длительная разгрузка позвоночника в воде (t не ниже 30°С) позволяет выполнять самые различные упражнения у бортика и на пенопластовой доске в сочетании с уже освоенными навыками различных способов плавания. Примерная Схема занятия лечебным плаванием для детей 9-10 лет такова: вводная часть (5 мин) – упражнения на суше и у бортика, общеразвивающие упражнения для всех мышечных групп; основная часть (25-30 мин) – упражнения в воде; заключительная часть (5-7 мин) – свободное плавание.

Лечение положением. На занятиях ЛГ применяется во время пауз отдыха и при выполнении специальных упражнений. С этой целью используется упругий валик (высотой 2-3 см) или подушка (чем старше ребенок, тем больше ее размеры). При круглой спине валик подкладывается под лопатки – при выполнении упражнений в и.п. лежа на спине; при плосковогнутой спине валик кладется живот – при выполнении упражнений в и.п. лежа на животе или под голову – в и. п. лежа на спине. Таким образом, позвоночник ребенка принимает правильное коррекционное положение в течение 5-8 мин.

Формы ЛФК. Для детей с нарушениями осанки используются разнообразные формы ЛФК: УГГ, ЛГ, самостоятельные занятия, дозированная ходьба, терренкур, лечебное плавание.

Детям (особенно школьного возраста) целесообразно выполнять упражнения на тренажерах. При уменьшении физиологических изгибов полезны тренировки на гребном тренажере (академическая гребля); при увеличении физиологических изгибов – на велотренажере (тренировка кардиореспираторной системы) с высоко поднятым рулем (руки параллельны полу), а также на гимнастическом комплексе «Здоровье». Этот вид тренировки доступ пен и дошкольникам – при наличии тренажеров, учитывающих весоростовые особенности данного возраста.

Для профилактики и лечения нарушений осанки эффективны также крупногабаритные полифункциональные средообразующие предметы – модули, способствующие поэтапному закреплению навыков правильной осанки, а также обогащению движений ребенка, улучшению психоэмоционального состояния (мячи большого диаметра, яркие, многофункциональные предметы).

После реабилитационного курса ЛФК (с разрешения врача) ребенку могут быть рекомендованы занятия различными видами спорта.

Оценка эффективности занятий ЛГ при нарушениях осанки

Функциональное состояние мышц-разгибателей туловища и мышц брюшного пресса, которые непосредственно участвуют в создании мышечного корсета и поддержании правильной осанки, определяется с помощью специальных двигательных тестов на определение их силовой выносливости (Н.А. Гукасова, 1999). Сюда относятся следующие тесты.

Удержание ног под углом 45° в положении лежа на спине. Ребенок лежит на кушетке, руки вдоль туловища. Затем он свободно поднимает прямые ноги под углом 45° и, касаясь носками руки исследователя, удерживает их в таком положении. Время удержания определяется по секундомеру.

Удержание туловища на весу в положении лежа на животе. Ребенок лежит на кушетке таким образом, что верхняя часть туловища (до гребней подвздошных костей) находится на весу; руки на поясе, ноги фиксируются исследователем. Время удержания туловища на весу определяется по секундомеру.

Исследование силовой выносливости мышц осуществляется 2-3 раза в год.

Источники: http://yourspine.ru/lfk-pri-skolioze.html, http://skoliozu-net.ru/lfk-pri-skolioze/, http://studfiles.net/preview/5410061/page:56/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *